Принимая ряд решений относительно предотвращения распространения COVID-19, парламент нашего государства внес изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП). В частности, появилась новая статья 44-3, согласно которой предусматривается наложение штрафа на граждан от 1000 до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц – от 2000 до 10000 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Штрафные санкции предусматриваются в случае нарушения:
- Закона №1645-III «О защите населения от инфекционных болезней» от 06.04.2000 года
- Других законодательных актов
- Решений органов местного самоуправления по борьбе с инфекционными болезнями
Стоит разобраться: нарушителей действительно привлекают к ответственности в виде штрафа? Или же дело заканчивается составлением админ. протокола?
В статье 7 КоАП отмечается: никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с админ. правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Даже когда правила карантина нарушены, работники правоохранительных органов должны придерживаться законодательных требований по составлению админ. протокола. В частности, речь идет о надлежащем обосновании/ доказательствах нарушения, которое было совершено.
Что необходимо знать о действующих правилах карантина?
Нынешние правила карантина вступили в силу согласно постановлениям Кабмина №211 «О предотвращении распространения на территории Украины коронавируса COVID-19» от 11.03.2020 года и №239 «О внесении изменений в постановление № 211» от 25 марта 2020 года. Такие постановления приняты в соответствии с нормами закона №1645-III.
Карантин введен на всей территории нашего государства с 12 марта до 24 апреля 2020 года. С 6 апреля действуют обновленные, более строгие, правила карантина, запрещающие:
- Находиться в общественных местах без одетых средств индивидуальной защиты (медицинские маски, респираторы, самостоятельно изготовленные маски).
- Находиться на улице без документа, удостоверяющего личность.
- Собираться на массовые мероприятия любого характера, исключения: мероприятия, необходимые для обеспечения функционирования органов гос. власти и местного самоуправления.
- Принимать посетителей в заведениях общественного питания, обслуживания населения и так далее.
- Перевозить пассажиров метрополитеном, автомобильным транспортом на регулярной и нерегулярной основе, кроме перевозки легковыми авто и перемещения лиц по служебной необходимости.
- Перемещаться в группе более чем из двух человек (исключения: служебная необходимость и сопровождение малолетних до 14 лет).
- Находиться в общественных местах малолетним до 14 лет без сопровождения родителей/ опекунов/ попечителей.
- Посещать зоны отдыха (парки, скверы, набережные и т.д.), исключения: служебная необходимость и выгул домашних животных.
- Посещать учебные заведения, спортплощадки, детские площадки и так далее.
Как составляется протокол по ст.44-3 КУоАП?
Нарушение правил карантина не предполагает автоматического привлечения к ответственности. Прежде всего, по факту нарушения сотрудниками полиции составляется протокол. Как показывает практика: большинство подобных дел после судебного разбирательства закрывается или материалы возвращаются на доработку в правоохранительные органы. Нормы ст.278 обязывают судью проверять корректность составления протокола и других материалов на этапе подготовки к рассмотрению дела.
Обязательными в протоколе являются такие составляющие:
- Дата и место составления.
- Фамилия, имя, отчество, должность лица, составившего документ.
- Данные о лице, которое привлекается к ответственности.
- Суть админ. правонарушения, место и время совершения.
- Ссылки на нормативный акт, предусматривающий ответственность.
- Сведения о свидетелей, потерпевших (при наличии).
- Объяснения лица, привлекаемого к ответственности.
- Другие значимые сведения.
По состоянию на 6 апреля в суде рассмотрены уже 426 протоколов об админ. правонарушении по статье 44-3 КУоАП.
Наибольшее количество случаев привлечения к админ. ответственности приходится на Днепропетровскую область и Донецкую область, соответственно – 57 и 48 случаев. По городу Киеву в производстве 18 дел, по области – 15 дел.
Только 12% нарушителей привлечено к ответственности.
Как защититься от штрафа за нарушение правил карантина?
В каждом отдельном случае следует анализировать наличие или отсутствие нарушений со стороны представителей правоохранительных органов при составлении протокола, в самом оформлении документа или в доведении доказательствами нарушения. Изучая судебную практику, можно выделить наиболее весомые основания для защиты от привлечения к ответственности.
1. Прекращение производства:
- Не предоставлены надлежащие, допустимые и достоверные доказательства.
- Попытка привлечь к ответственности ненадлежащего субъекта (в частности, наемного работника вместо предпринимателя).
- Попытка привлечь к ответственности лицо за нарушение самоизоляции в тот момент, когда это лицо еще не добралась до места самоизоляции (домой).
- Пребывание лица в месте проведения торговой деятельности без цели проводить такую деятельность (в частности, проведение ревизии, приведение в порядок ассортимента).
- Попытка привлечь к ответственности за нарушение правил торговли лицо, не являющееся субъектом хозяйствования.
2. Возвращение дела на доработку/ для надлежащего оформления.
- Отсутствуют ссылки на конкретные нормы закона о нарушении правил карантина.
- Не указано, какое конкретно правило карантина было нарушено.
- Попытка привлечь к ответственности за участие в массовом мероприятии без установления лиц участников этого мероприятия и их объяснений.
- Отсутствуют доказательства принадлежности нарушителя к субъектам, в отношении которых действуют запреты во время карантина (в протоколе отсутствует выписка из ЕГРПОУ с видами деятельности по КВЭД).
- Протокол/ доказательства плохого качества, нечитабельные, в документе не полностью указаны сведения о лице, которым данный протокол составлялся.
Следует подчеркнуть: даже если лицо признают виновным в нарушении правил карантина, его могут освободить от ответственности на основании малозначительности правонарушения. Прецеденты уже есть! Судами должны учитываться обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. А именно – степень общественной вредности правонарушения, степень вины нарушителя, его имущественное положение и так далее. К примеру, суды освобождают от соответствия лиц, осуществляющих продажу непродовольственных товаров без средств индивидуальной защиты. Суды ограничиваются устным замечанием.
Как складывается судебная практика сегодня?
Случаи, когда лица к ответственности привлечены не были:
По делу №234/5552/20 (постановление от 01.04.2020р.) Краматорского городского суда. Рассматривалось дело о привлечении к ответственности гражданки, которая на остановке общественного транспорта в г. Краматорске торговала непродовольственными товарами, а именно искусственными цветами и другим, чем (по убеждению полиции) нарушила правила карантина, предусмотренные ч.2 п.3 постановления КМУ от 11.03.2020. Однако суд указал, что гражданка не является субъектом хозяйствования, так как не зарегистрировано частным предпринимателем, а значит, на нее не распространяются ч.2 п.3 постановления КМУ (нарушение правил торговли).
Обращаем внимание, что приведенная выше ситуация довольно часто прослеживается в решениях о закрытии производства.
По делу №539/1023/20 (постановление от 01.04.2020р.) Лубенский горрайонный суд рассматривал дело о привлечении к ответственности, физического лица – предпринимателя, который не прекратил работу своего магазина и осуществлял продажу обуви посетителям, чем нарушил п.3, п.2 постановления Кабинета Министров Украины от 11.03.2020 № 211. Однако в судебном заседании такой ФЛП пояснил, что действительно был в помещении магазина, однако торговлю не совершал, пришел для составления отчетности. Но в связи с тем, что случайно не закрыл за собой дверь, в помещение зашли какие-то мужчина и женщина, он стал просить их покинуть помещение, однако за ними, почти сразу, зашли работники полиции и стали составлять протокол.
Суд решил, что в деле не собраны необходимые, допустимые и достаточные доказательства вины лица, в совершении инкриминируемого ему правонарушения, и закрыл дело в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
По делу №948/291/20 (постановление от 01.04.2020р.) Машевский районный суд. Рассматривалось дело о привлечении к ответственности лица, осуществлявшего торговлю продуктами питания в не отведенных для этого местах. Работник полиции при составлении протокола ограничился указанием лишь общих названий нормативных документов, а именно: постановления КМУ от 11 марта 2020 №211, Правил по карантину людей, санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемических прав и норм закона №1645-III, без конкретизации соответствующих статей и пунктов, а решения органов местного самоуправления, нарушены лица, вообще не указаны.
Суд решил вернуть дело на доработку в отдел полиции для надлежащего оформления, в ходе которого устранить вышеуказанные недостатки.
По делу №128/875/20 (постановление от 01.04.2020) Винницкий районный суд рассматривал дело о привлечении к ответственности лица, которое вернулось 15.03.2020 из Польши и не приняло мер по самоизоляции на четырнадцатидневный срок, чем нарушило нормы закона №1645-III.
Однако в протоколе об административных правонарушениях отсутствовали сведения о том, какие именно требования закона №1645-III были нарушены виновником, более того к протоколу добавлены копии документов ненадлежащего качества, которые являются нечитаемыми.
Суд решил вернуть дело на доработку в отдел полиции для надлежащего оформления, в ходе которого устранить вышеуказанные недостатки.
По делу № 463/2639/20 (постановление от 31.03.2020) Шевченковский районный суд Львова рассматривал дело о привлечении к ответственности лица, осуществлявшего запрещенную деятельность, а именно – работник ломбарда ПО «Лучший ломбард» осуществлял деятельность в нарушение правила карантина.
Однако по данному делу суд обратил внимание, что работниками полиции зафиксировано только физическое пребывание работника ломбарда внутри помещения. Факт осуществления им деятельности, определенной Положением о порядке предоставления финансовых услуг ломбардами, в том числе приема граждан с целью такой деятельности, не установлен. Суд установил отсутствие в действиях виновника состава правонарушения, предусмотренного ст.44-3 КоАП.
Суд также отметил, что мероприятия правительства и городской комиссии направлены на ограничение доступа граждан к определенным субъектам хозяйствования, в частности ломбардам, а не на прекращения их деятельности в целом.
Случаи, когда нарушителей привлекли к ответственности
Постановлением от 01.04.2020 по делу №591/ 1906/20 Заречным районным суд. Сумы привлечено к ответственности лицо, которое зашло в магазин «АТБ» без средств защиты, то есть находилось в публичном месте без средств индивидуальной защиты (медицинской или респираторной маски), и наложен штраф в размере 17 000, 00 грн.
Постановлением Романовского районного суда от 31.03.2020 по делу №290/309/20 привлечено к ответственности ФЛП, которое, будучи субъектом хозяйствования, осуществляло торговое обслуживание населения в период запрета осуществления такой деятельности, определенной постановлением КМУ №211, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 44-3 КУоАП.
Постановлением Шевченковского районного суда г. Киева от 31.03.2020 по делу №761/8861/20 гражданин привлечен к ответственности за то, что 20.03.2020 года в 17 час. 25 минут по адресу: пр-т. Победы, 86 в г. Киеве, нарушил требования постановления КМУ №211 от 11.03.2020 года, а именно перевозил в маршрутном такси – маршрут №189 более 35 человек.
Постановлением Тернопольского горрайонного суда от 30.03.2020 по делу №607 / 5215/20 привлечена к ответственности гражданка, которая предоставляла парикмахерские услуги в период карантина, и наложен на последнюю штраф в размере 17 000, 00 грн.
В итоге необходимо отметить следующее: если вы попали в ситуацию, когда возникла угроза привлечения к ответственности по ст.44-3 КоАП, не паникуйте! Обращайтесь к адвокату, который проанализирует протокол и материалы к нему. В обстоятельствах ненадлежащего составления работниками полиции протокола и/ или не прикрепления к нему надлежащих и достаточных доказательств стоит идти в суд.
Конечно, шансы на желаемый результат при решении дела значительно повышает участие хорошего адвоката. Именно адвокат сможет правильно подготовить заявление в суд и доказать вашу правовую позицию. Этот специалист обратит внимание судьи на ошибки и другие недостатки в протоколе об админ. нарушения. Итак, защититься от ответственности в таких обстоятельствах вполне возможно.